Как коми праздновали Ыдждыд лун?

Как коми праздновали Ыдждыд лун?

19 Апреля

Как коми праздновали Ыдждыд лун?

1
  • Описание

«Ыджыд лун» - главный христианский праздник, начинался который с участия во всенощной службе. В течение всей Пасхальной недели совершались обходы домов священниками, в каждом из них они пели молитвы, освящали пасхальную еду, зерно. Интересно, что всю неделю был открыт доступ на церковные колокольни, куда поднимались звонить и взрослые, и дети.

Как пишет в своей работе* исследователь Т.И. Чудова, к празднику коми с помощью пасочницы, дно и стенки которой имели знаки христианской символики, готовили пасху из творога - «личком рысь» (букв. отжатый творог). А вот вымские коми из творога готовили «кос рысь», который по форме напоминал яйцо.

Также на Пасху готовили оладьи, блины, шаньги с картофелем, рыбник; куличи стали печь только в 30-40 годы прошлого века.

Окрашенное яйцо занимало центральное место в пасхальной обрядности. Яйца красили луковой шелухой, ивовой и ольховой корой, травой зверобоя.

Освященное яйцо ели первым, придя с заутрени.

На Пасху играли крашеными яйцами: их катали по полю, косогору, бились яйцами, бросали в них берестяными шарами. По мнению исследователя В.К. Соколовой, катание яиц являлось магическим актом, где яйцо как символ зарождающейся жизни, соприкасаясь с землей, должно было пробудить ее от зимнего сна, оплодотворить.

Также пробуждению и расцвету природы должны были способствовать качели: «шырана качай», «потана качай», «кoзел», «пoвъя качай», устраиваемые повсеместно специально для пасхальных праздников. Место для качелей выбирали либо около церкви, либо за селом – на лугу. Часто в одном селе устанавливали до десяти качелей.
На больших пасхальных качелях разрешалось качаться лишь неженатой молодежи старше 16 лет, причем только с полудня и до наступления сумерек. У летских коми качающимся давали пару лаптей, которые выбрасывались в толпу, кто ловил лапти тот и качался следующим. У вымских и печорских коми девушек не отпускали с качелей до тех пор, пока она не назовет окружающим имя своего возлюбленного. Если девушка не хотела называть своего будущего супруга, ее раскачивали сильнее. У ижемских и интинских коми качались парами - парень с девушкой, которые должны были поцеловаться, поднявшись на качелях как можно выше над землей.

В последний день пасхальной недели каждый из участников качельных игрищ приносил в дар парням, сооружавшим качели, крашеные пасхальные яйца как символ воскресения.
Качаясь, приговаривали:
Паче, паче, лом, лом,
Тшынӧ, тшынӧ, пет, пет,
Балда керка вывтi,
Поп ӧшинь увтi,
Дякӧн керка вывтi ,
Мича нывъяс качайтчӧныс,
Мича зонъяс качайтчӧныс,
А ичмоньяс видзӧдӧныс.

В пасхальной обрядности также одно из важных мест занимало поминовение умерших, восходящее к культу предков, от благорасположения которых зависело благополучие живых. В состав поминальной трапезы входили выпечка, блины, яйца и домашнее пиво, данная пища рассматривалась как некий дар «родителям» с целью получения благ в этом мире.
___________________________________
* Источники:
- Т.И. Чудова. Символика пищи в контексте календарной обрядности коми (зырян) / вестник Удмуртского университета, 2012. Вып. 4,
- сайты http://zc.syktsu.ru и http://www.elupuu.org/

как нас найти

Ми танӧсь
фото
телефон
8 (8212) 24-68-12 (директор)
8 (8212) 21-68-20 (менеджеры)
адрес
г.Сыктывкар, ул.Бабушкина, 31
почта
komikultura@mail.ru
время работы

пн-пт 9:00-17:15,

перерыв 12:30 - 13:30