Свадьба с приданым в ЦКК

Свадьба с приданым в ЦКК

15 Сентября

Свадьба с приданым в ЦКК

1
  • Описание

До 30-х - 40 гг. ХХ века у народов коми сохранялись три основных формы заключения брака: свадьба с приданым, свадьба с калымом и свадьба с похищением. Наиболее распространенной формой заключения брака была традиционная свадьба с приданым.

Традиционная свадьба состояла из трех основных этапов: подготовка к свадьбе, сама свадьба и послесвадебные обряды. Каждый из этих этапов, в свою очередь, имел свою структуру. В этап подготовки к свадьбе входили сватовство, сговор, прощание невесты с родственниками, обряды кануна свадьбы, включая баню невесты и прощальный ужин с игрищами. Основными моментами этапа свадьбы были передача невесты жениху, венчание, пир у невесты и пир у жениха, укладывание молодых спать, обряды второго и третьего дня свадьбы. В третий этап входило угощение молодых у тещи и обряды годовщины свадьбы. В свою очередь, каждый из отмеченных моментов свадебного ритуала состоял из комплекса обрядовых действий, церемоний, обычаев характерных только для определенной местности, села или деревни.
Соблюдение именно всех церемоний считалось обязательным, поскольку правильность выполнения их по ходу ритуала должна была гарантировать молодым счастье и благополучие супружеской жизни, стабильность брака, а также обезопасить их от воздействия злых сил во время свадьбы.

Традиционная свадьба – это театрализованное представление, в котором каждому из участников отводилась определенная роль. Жених и невеста совместно или порознь участвовали в многочисленных обрядовых церемониях, однако активные действия по развитию сценария свадьбы были закреплены за другими свадебными чинами. В начале свадьбы наиболее активными были роли сватов, родителей жениха и невесты, затем - крестных родителей жениха и невесты, подруг невесты и дружек жениха.

Как правило, учитывалась степень родства будущих жениха и невесты, так, запрещались браки между родственниками до шестого колена.

Инициатива при заключении брака всегда исходила от родителей жениха. Невеста для парня, достигшего брачного возраста, подбиралась по предварительному сговору родителей жениха и близких родственников. На семейном совете детально обсуждались те или иные качества невесты, состояние ее родителей, величина приданого, которое принесет в дом невеста. Хотя единственный сын или единственная дочь имели право выбирать пару по своему усмотрению.

Окончательное вхождение молодой в семью мужа определялось обрядами, которые совершались в течение первого года после свадьбы. Считалось, что в первый год, примерно до лета, молодая еще тяготеет к своим родителям, поэтому со стороны родителей мужа она не получала никакой помощи, кроме еды (Вымь). В первое лето на сенокос молодая выходила с косой и граблями, полученными в приданое от отца, отец также до лета готовил ей новые коты и башмаки. Через год одежду и обувь начинал приобретать для жены муж (с.Усть-Кулом). Переход как правило, приурочивался к сенокосу и имел различные формы. На Вашке в первое лето после свадьбы в первый день сенокоса устраивались соревнования в беге на лугу для молодиц, вышедших замуж в этом году. Молодая, прибегавшая первой, получала подарок. Эти обряды как бы должны были отрешить молодую от всего, что пока еще связывало ее с родительским домом, с "девичьей волей", ими же и завершался традиционный свадебный цикл у народов коми.

Источники: https://ethnokomi.ru/folk/komi/133.htm; http://foto11.com/komi/ethnography/wedding/traditions..

Ссылка на фрагмент свадебного обряда коми, подготовили его для вас солисты молодёжного вокального ансамбля «Томлун»: https://vk.com/komi_kultura?z=video-41257129_456239333%2F8e815e150b57b7b439%2Fpl_wall_-41257129

как нас найти

Ми танӧсь
фото
телефон
8 (8212) 24-68-12 (директор)
8 (8212) 21-68-20 (менеджеры)
адрес
г.Сыктывкар, ул.Бабушкина, 31
почта
komikultura@mail.ru
время работы

пн-пт 9:00-17:15,

перерыв 12:30 - 13:30